Психолог — это не врач. У него нет медицинского образования, но есть психологическое.
Кроме того, он получил ту или иную специализацию и теперь работает в русле какого-то определенного подхода — экзистенциального, семейного, поведенческого, психодраматического, гештальт, когнитивно-поведенческий и т.д.. Существует несколько сотен подходов, и каждый из них может быть очень эффективным.
Психолог не имеет права ставить диагноз и выписывать таблетки. Также хороший психолог никогда не возьмет в работу человека с выраженной психической патологией.
В этом случае психолог настоит, чтобы пациент сперва обратился к врачу- психиатру или врачу-психотерапевту, и уже после начала медикаментозного лечения вернулся к нему в кабинет.
Грань между психотерапевтом и психологом очень тонкая. Даже названия некоторых направлений (например, гештальт-терапия или когнитивно-поведенческая терапия) уже включают в себя слово”терапия”, хотя их методы применяет психолог.
Принято считать, что психологическое консультирование не так глубоко, как психотерапия — оно занимает меньшее количество встреч, чаще сфокусировано на актуальных проблемах, чем на проблемах из прошлого, не направлено на глубинные изменения личности и т.д.
На самом деле психологическое консультирование нередко перетекает в настоящую психотерапию (если специалист достаточно для этого подкован), в ходе которой решаются серьезные задачи и происходят значимые изменения.
Как и у прочих специалистов, у настоящего психолога две главные задачи: не нанести вред и принести пользу.
Да-да, именно в таком порядке: сначала “не навреди”, потом “принеси пользу”.
А ещё настоящий психолог постарается сделать так, чтобы между вами сложились прочные, доверительные отношения. Ведь исцеляют именно они. Какими бы ни были методы работы, ни один из них не окажется полезным без хороших отношений.